Творческий (исследовательский) проект

Творческий (исследовательский) проект «Проектная деятельность как условие формирования и развития гражданско-патриотических качеств обучающихся на I ступени общего среднего образования»

Сроки реализации: 2023–2026 гг.

 

Консультант: А.А.Пашкевич, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»

 

Руководитель проекта: Атрахимович Иван Иосифович, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 г. Витебска имени Героя Советского Союза В.А.Демидова»

 

Участники проекта: Криштопенко Е.А., Фёдорова И.М., Старовойтова Т.В., Горланова А.Н., Бурец О.В.

 

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для учащихся первой ступени общего среднего образования, поскольку  с позиции  ведущих психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является определяющей в психическом развитии детей  6-10 лет, а возраст является сензитивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную и воспитательную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, направлена на развитие социальных навыков школьников в процессе группового взаимодействия.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15 июля 2015 года, ставится задача формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодёжи на основе государственной идеологии. Согласно Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 гг., утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 312 от 31 декабря 2020 года, одним из основных направлений воспитания обучающихся является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма. В этой связи особую значимость сегодня приобретает гражданско-патриотическое воспитание учащихся в начальной школе, поскольку от его эффективности на первой ступени общего среднего образования во многом зависит результативность подготовки ответственного гражданина страны.

Проблема формирования и развития гражданско-патриотических качеств учащихся с начальных классов – одна из важнейших задач школы. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Формирование гражданственности и патриотизма личности предполагает усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности.

Целесообразность раннего формирования и развития гражданско-патриотических качеств младших школьников объясняется их сензитивностью к усвоению социальных норм и формированию социально-значимых личностных качеств. Поэтому содержание проекта направлено на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, включению учащихся в социально значимую деятельность, умению обучающихся осознавать сущность гражданственности и патриотизма, а также привитию уважения к историко-культурному наследию белорусского народа.  

На основании вышеизложенного обозначена проблема формирования и развития активной гражданской позиции и патриотизма учащихся, что и определило выбор темы творческого (исследовательского) проекта «Проектная деятельность как условие формирования и развития гражданско-патриотических качеств обучающихся на I ступени общего среднего образования».

Успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления школы и подкрепленная комплексным планом действий.

 

Цель проекта: создание условий для формирования у младших школьников основ гражданско-патриотической культуры, способности к самоопределению и саморазвитию путём организации проектной деятельности учащихся через интеграцию педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

 

Задачи проекта:

- изучить психолого-педагогическую литературу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на первой ступени общего среднего образования и по организации проектной деятельности учащихся;

- содействовать становлению у детей гражданской ответственности, формированию чувства собственного достоинства, целостной, нравственно зрелой, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе;

- пробудить у учащихся стремление к осознанному выбору способов своего поведения, основанных на гражданской позиции.

- развивать у учащихся умения поиска и обработки информации;

- развивать самостоятельность учащихся и умение работать в группе;

- развивать исследовательские умения учащихся;

- познакомить детей с принятыми в обществе базовыми моральными и правовыми нормами, сформировать ценностное отношение к ним;

- активно  включать   учащихся  в  социально  значимую  гражданско-патриотическую деятельность.

 

Прогнозируемые результаты:

- формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; чувства гордости за историю своего города, региона, страны и её знаменитых людей;

- осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

- повышение уровня профессионального мастерства учителей: организация и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности, повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин; подготовка материалов для проведения мероприятий гражданско-патриотического содержания;

- разработка методических рекомендаций по формированию и развитию гражданско-патриотических качеств учащихся;

- создание условий для формирования основ нравственной и гражданской культуры, социальных установок по отношению к себе, людям, обществу;

- развитие активной гражданской позиции и патриотизма учащихся; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся

- приобретение знаний о важности гражданско-патриотического воспитания на I ступени общего среднего образования;

- повышение мотивации учащихся к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности;

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей и внимания

к вопросу формирования и развития гражданственности и патриотических качеств учащихся;

- развитие исследовательских умений учащихся.

свернуть
поделиться в: