Инклюзивное образование

Они помогут нам понять себя… (Инклюзивное образование)  

У них нет рук…  А  у нас есть, и, видимо, поэтому мы все реже протягиваем друг другу руку помощи.

Они остро нуждаются в слуховых аппаратах. Зато мы — люди слышащие – иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце.

Некоторым из них так нужен поводырь… А мы, зрячие, так мастерски умеем закрывать глаза на чужую боль.

Порой они сжимаются под нашими жалостливыми взглядами, но ведь и жалостью можно ужалить.

Они — это ЛЮДИ с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

 Отношение к людям с особенностями развития, степень их участия во всех сферах жизни определяют уровень цивилизованности общества и уровень его образованности. За рубежом существуют богатый теоретический и практический опыт совместного образования особенных и обычных детей. Количество детей, которым необходима помощь профессионалов, растёт с каждым годом. В Республике Беларусь по данным 2014 года каждый 7-ой ребёнок – это ребёнок с особенностями в развитии. Поэтому у нас в стране  давно стала актуальной проблема разработки  такой модели образования, которая бы позволила особенным детям развиваться не изолированно от сверстников,  а успешно  социализироваться.

Такую возможность даёт инклюзивное образование.  Буквальное значение  этого слова  - «включение». Включение особенных детей в жизнь общества, в жизнь школы, класса.

Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.            

Инклюзивное (включающее) образование базируется на 8 принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В Республике Беларусь разработана Концепция развития инклюзивного образования (2015 – 2020). Она направлена на решение следующих задач:

  • определение основных целей, принципов развития инклюзивного образования;
  • совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов осуществления инклюзивного образования;
  • привлечение к реализации этих идей общественных объединений, родительской общественности;
  • проведение исследований в области развития инклюзивного образования и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей всех обучающихся;
  • усовершенствование научно-методического и  учебного обеспечения всех категорий обучающихся;
  • обновление содержания, форм и методов работы с различными категориями учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • подготовку и развитие кадровых ресурсов инклюзивного образования.

Инклюзия может быть полезной для всех её участников.  Для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в обучении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами.  Для обычных  детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт.  Здоровые сверстники становятся толерантными.  Пониженная дискриминация  ведёт к более миролюбивому обществу. Школы и учителя внимательнее реагируют на потребности каждого ученика. Инклюзия  вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц, а значит, предполагает непрерывный поток услуг.

Инклюзивная школа. Какая она?

  • в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива;
  • инклюзия раскрывает каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям;
  • ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного с
поделиться в: