Они помогут нам понять себя… (Инклюзивное образование)
У них нет рук… А у нас есть, и, видимо, поэтому мы все реже протягиваем друг другу руку помощи.
Они остро нуждаются в слуховых аппаратах. Зато мы — люди слышащие – иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце.
Некоторым из них так нужен поводырь… А мы, зрячие, так мастерски умеем закрывать глаза на чужую боль.
Порой они сжимаются под нашими жалостливыми взглядами, но ведь и жалостью можно ужалить.
Они — это ЛЮДИ с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Отношение к людям с особенностями развития, степень их участия во всех сферах жизни определяют уровень цивилизованности общества и уровень его образованности. За рубежом существуют богатый теоретический и практический опыт совместного образования особенных и обычных детей. Количество детей, которым необходима помощь профессионалов, растёт с каждым годом. В Республике Беларусь по данным 2014 года каждый 7-ой ребёнок – это ребёнок с особенностями в развитии. Поэтому у нас в стране давно стала актуальной проблема разработки такой модели образования, которая бы позволила особенным детям развиваться не изолированно от сверстников, а успешно социализироваться.
Такую возможность даёт инклюзивное образование. Буквальное значение этого слова - «включение». Включение особенных детей в жизнь общества, в жизнь школы, класса.
Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на 8 принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В Республике Беларусь разработана Концепция развития инклюзивного образования (2015 – 2020). Она направлена на решение следующих задач:
- определение основных целей, принципов развития инклюзивного образования;
- совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов осуществления инклюзивного образования;
- привлечение к реализации этих идей общественных объединений, родительской общественности;
- проведение исследований в области развития инклюзивного образования и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;
- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей всех обучающихся;
- усовершенствование научно-методического и учебного обеспечения всех категорий обучающихся;
- обновление содержания, форм и методов работы с различными категориями учащихся с особыми образовательными потребностями;
- подготовку и развитие кадровых ресурсов инклюзивного образования.
Инклюзия может быть полезной для всех её участников. Для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в обучении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами. Для обычных детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт. Здоровые сверстники становятся толерантными. Пониженная дискриминация ведёт к более миролюбивому обществу. Школы и учителя внимательнее реагируют на потребности каждого ученика. Инклюзия вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц, а значит, предполагает непрерывный поток услуг.
Инклюзивная школа. Какая она?
- в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива;
- инклюзия раскрывает каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям;
- ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного с