Василий Александрович Демидов родился 12 апреля 1921 г. в Витебске в белорусской семье служащего Демидова Александра Амосовича и Натальи Никифоровны.
Семья все время проживала в Витебске, где Александр Амосович работал бухгалтером, а мать занималась домашним хозяйством. В старших классах витебской школы в 1939 г. Василий поступил в Витебский аэроклуб. Закончив одновременно школу и аэроклуб, Василий решил связать свою жизнь с авиацией.
Школьное детство В.А.Демидова в Витебске на берегах Двины, В.А.Демидов в середине снимка.
Ближайшим учебным заведением была Борисовская школа пилотов бомбардировщиков. В то время в Беларуси имелось три таких школы: в Уречье, Борисове и Поставах, однако последняя летом 1940 г. еще находилась в Слониме и только готовилась к передислокации в Поставы. По личной просьбе он получил направление в Борисовскую школу пилотов бомбардировщиков.
Курсант Борисовской авиашколы В.А. Демидов. г.Борисов. БШВП. 1940г.
Успешно прошедшего экзамены и имевшего навыки пилотирования Василия зачислили в школу 14 августа 1940 г. Через год, уже в ходе начавшейся войны, он вместе с курсантами школы был эвакуирован в г. Омск, где продолжил обучение и закончил школу в мае 1942 г. Группу бывших курсантов, в которую входил В.А.Демидов направили в 1 учебно-тренировочную бригаду 1 Воздушной Армии для прохождения боевого применения на самолете Пе-2 в г.Салово под Рязанью. 2 июня 1942 г. недавний выпускник авиашколы совершал один из первых полетов в бригаде. Во время учебного полета самолет потерпел аварию, в результате которой курсант В.А.Демидов получил ранение мягких тканей обоих бедер, у него развилась газовая гангрена. Врачи госпиталя Сасово свое дело знали, и летчик продолжил летать, позже полеты проводились из Серпухова. Закончив обучение в 1 УТАБ, 1 марта 1943 г. В.А.Демидов был направлен в 10-й ОРАП, где был определен в первую эскадрилью, летавшую на самолетах Пе-2.
Судя по всему, экипажи комплектовали сразу после прибытия в полк. Так в один день с В.А.Демидовым в полк прибыл и его будущий стрелок-радист сержант В.И.Минаев, зачисленный в его экипаж. В июле 1943 г. постоянным штурманом экипажа стал лейтенант Владимир Иванович Полоутенко. Летали на Пе-2 с бортовым номером «3» белого цвета.
Стрелок-радист ст. с-т Минаев И.В. и ст. л-т Демидов В.А. Пинск 1945 г.
5 апреля 1943 г. при выполнении разведки в районе Брянск, Рославль, Киров над аэродромом Брянск разведчик В.А. Демидова перехватил четыре Fw-190, отстреливаясь, Пе-2 Демидова вышел из боя и сумел уйти в облака, однако продолжил выполнение задачи и, выйдя из облаков с другой стороны, под обстрелом зенитной артиллерии все-таки сфотографировал аэродром и ж.д. узел Брянск.
Демидов В.А. у своего Пе-2
До своего первого награждения он произвел 44 боевых вылета, из которых 25 были признаны успешными. Разведка велась в районе Киров, Рославль, Смоленск, Могилев, Орша, Спас-Демянск. При этом было заснято 22 аэродрома в результате чего, командир полка 19 июня 1943 г. его представил к награде ордену Красной Звезды.
4 мая 1943 г. В.А.Демидов, как и весь полк, разделил радость присвоения полку почетного наименования «МОСКОВСКИЙ», став тем самым единственным полком в разведывательной авиации ВВС, носившим такое почетное наименование. С этого времени и до весны 1945 полк именовался 10 Московский отдельный Краснознаменный разведывательный авиационный полк, в документах название сокращали до сочетания 10 МОКРАП.
Опираясь на сводку потерь полка за 1942 год, можно увидеть, что средняя продолжительность «жизни» воздушного разведчика для прихода В.А. Демидова в полку оценивалась приблизительно четырьмя месяцами. К весне 1943 г. полк стал вполне «сколоченной» боевой частью, несмотря на два переформирования и сокращения, которые ему удалось пережить в 1942 г. Под руководством майора Александра Карповича Родина полк стал надежным поставщиком ценнейшей информации для командования фронта. Менее чем через месяц недавний выпускник учебно-тренировочной бригады Демидов стал совершать боевые вылеты. 5 апреля уже летали на разведку крупных аэродромов и ж.д. узлов Сещу, Брянск, Могилев.
Потери 10 ОРАП в 1944 г. были несравнимы с потерями 1943 г., и тем более с наиболее тяжелым 1942 г.
При сборе сведений для подготовки операции «Багратион» 28 апреля 1944 г. Демидов вел разведку на участке Чернявка-Березина, его самолет атаковали 3 Fw-190. Противник атаковал самолет 4 раза, при этом стрелок расстрелял весь боезапас, но заявил сбитыми два Fw-190, после чего Демидов, маневрируя самолетом, делал все, что мог для того, чтобы не дать противнику вести прицельный огонь по безоружному самолету до того момента, пока у противника не закончились боеприпасы и он прекратил атаки.
15 июля 1944 г. ведя разведку в районе Граево-Осовец, Лык-Сувалки в районе Граево у самолёта отказал двигатель. Имея запас высоты, экипаж сумел сделать фотосъемку и, развернувшись в сторону аэродрома, преодолев 310 км., совершил посадку на своем аэродроме.
В июле 1944 г., В.А.Демидова назначили командиром звена первой эскадрильи, и он принял участие в освобождении родной Беларуси, в том числе ему посчастливилось не один раз летать над родным Витебском. Вместе с полком он вошел на территорию Литвы откуда в дальнейшем производилась разведка крупнейшего пункта обороны противника г. Кенигсберга.
Оборона, как ее тогда называли политорганы Красной Армии, «цитадели прусского милитаризма» строилась очень давно и опиралась на разветвленную сеть полевых укреплений, водных каналов и форты самого города-крепости Кенигсберг. Бои за Восточную Пруссию были сравнимы с боями за Сталинград: каждый поселок и дом превращался в крепость. Немецкие войска не намерены были просто так отдавать свою землю.
Разведка территории Восточной Пруссии полком началась уже осенью 1944 г. К началу операции по взятию Кенигсберга весной 1945 г. летчики полка уже на память знали все ориентиры на территории, занятой противником. Но это было весной, а до тех пор каждый вылет в тыл осенью 1944 г.- это был вылет в неизвестность.
Стрелок-радист экипажа Минаев, командир экипажа Демидов, штурман Цибизов.
2 ноября оказался трудным для полка, в этот день два экипажа были посланы на разведку. На ближнюю разведку вылетел экипаж Ил-2 в составе лётчика л-т Матвеева И.И., штурмана капитана Сарафанова С.Р. с задачей разведки района Пиллкаллен-Малвишкен. Самолет был обстрелян зенитной артиллерией, совершил вынужденную посадку на своей территории, но ремонту машина не подлежала.
Вторым экипажем, посланным на разведку, был экипаж В.А.Демидова. Он выполнял разведывательный полет с фотографированием линии обороны района Куштен-Растенбург, над г. Гумбинен в Восточной Пруссии. Идущий во время фотографирования на одной высоте, по прямой, не выполняющий противозенитных маневров, одиночный разведчик был лакомой целью для серьезной ПВО города. В результате обстрела Пе-2 был поврежден прямым попаданием снаряда: была повреждена топливная система. Оценив ситуацию и управляемость самолета, экипаж продолжил фотосъемку, затем развернулся в сторону фронта и стал уходить на восток. Самолет смог дотянуть до своей территории и совершить посадку. В результате посадки летчик получил травму головы, но экипаж остался невредим.
5 февраля 1945 г. экипаж вылетел на разведку по маршруту Пиллау (ныне Балтийск) - Фоллендорф - Фрауенбург (Фромборк, Польша, у залива) время вылета 13-35 посадка 15-30, задание выполнено.
17 октября 1944 г. командир полка представил В.А.Демидова к награждению орденом Красного Знамени, однако командующий 1 ВА генерал-полковник авиации Хрюкин изменил решение командира полка и Демидова представили к ордену Богдана Хмельницкого.
Наконец, за мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования на фронтах борьбы с германским фашизмом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года старшему лейтенанту Демидову Василию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6248). Орден Ленина (№39463).
Ст. л-т Демидов после присвоения звания Героя Советского Союза
В представлении к награждению званием Героя Советского Союза, подписанным командиром полка Родиным, в частности написано: «К 1 марта 1945 года совершил 226 боевых вылетов. Сфотографировал 24.150 квадратных километров территории и оборонительных рубежей, 165 аэродромов. Выявил 1678 самолётов противника, 927 железнодорожных эшелонов, 32.900 автомашин, 25 барж и теплоходов врага. Участвовал в 16 воздушных боях, в которых его экипажем сбито 2 вражеских истребителя».
День Победы 10-й Отдельный Московский разведполк встретил на аэродроме Гроссшиманен в Восточной Пруссии, еще через восемь дней полку было присвоено почетное собственное наименование “Кенигсберский “.
За время войны В.А.Демидов совершил 242 боевых вылета на разведку и фотографирование живой силы, техники и оборонительных укреплений противника, если учесть, что это произошло всего за 16 месяцев его участия в войне, то в среднем в месяц совершалось по 15 боевых вылетов.
В августе 1945 г. В.А.Демидов занял должность заместителя командира эскадрильи ГСС майора И.В. Глушкова, таким образом руководство 1 аэ. 10 ОРАП состояло из двух Героев Советского Союза. В августе из Топиау он вернулся служить в Беларусь, когда 10 ОРАП вывели на аэродром в г. Пинск.
С 11 октября 1945 г. полк перебазируется на аэр. Жабчицы (8 км. сев.-зап. г. Пинск). В октябре расформировали 3 и 4 эск. на Ил-2., в составе 10 ОРАП остались две эскадрильи на Пе-2.
Интересно, что в полку было еще три летчика с фамилией Демидов.
8 мая 1943 г. с боевого задания не вернулся командир звена ст.лейтенант Демидов Иван Федорович. К сожалению, установить обстоятельства его гибели на данный момент не удалось.
Вторым однофамильцем был лейтенант, штурман 3 аэ., летавший на Ил-2, Александр Ефремович Демидов. Дважды его экипажу удавалось избежать гибели. Так, 4 июня 1944 г. они с летчиком В.М.Маркиным вели визуальную разведку бронетехники и живой силы в р-не Красная Слобода (Солигорском районе, Минской области). Самолёт получил повреждения и был разбит при посадке, однако летчики не пострадали. 27 июля на аэродроме Бенякони летчик В.И.Маркин и штурман А.Е.Демидов облетывали Ил-2 после ремонта мотора, в воздухе двигатель отказал, но пилот смог посадить машину на вынужденную посадку и экипаж отделался лишь ушибами. 19 августа 1944 г. он вылетел с аэродрома Пуни (севернее г.Алитуса, Литва) вместе с летчиком Маркиным В.И., их самолет был подбит в р-не Поребе, юго-западнее Шакли. Штурман А.Е.Демидов получил смертельное ранение, пилоту удалось привести самолет на свой аэродром. А.Е.Демидов был похоронен у церкви д. Пуни, где в то время базировался 10 ОРАП.
Еще одним Демидовым был радист штабного самолета Си-47, который пережил войну, хотя 22 октября 1944 г. при выброске груза и парашютистов в районе Каунаса их самолет потерпел аварию и был полностью разбит.
В июле 1946 г. 10-й ОРАП перебазировался на аэродром Мачулищи (южнее г. Минск).
В 1946 г. В.А.Демидов женился на Лилии Михайловне Шулько, тоже витебчанке, у них родилась дочь Галина и сын Михаил.
В мае 1947 г. полк с аэродрома Мачулищи убыл в г. Речица, Гомельской области на грунтовую ВПП аэродрома Бронное. Именно в этом городке значительная часть военнослужащих-участников войны 10 ОРАП списывались с летной работы и увольнялись из армии. Полк готовился переходить на новую технику - самолеты Ла-11. 26 марта 1950 г. майору В.А.Демидову было присвоено звание подполковник, при этом, так как в полку имелся переизбыток кадров, он оставался на должности замкомэска. Возможностей стать командиром эскадрильи или остаться служить в штабе полка не имелось, т.к. вакансий не предвиделось.
Перспективный летчик в сентябре 1950 г. был направлен в Военно-Воздушную Академию, которую окончил в декабре 1955 г. Естественно, после окончания такого учебного заведения как Военно-Воздушная Академия в полк В.А.Демидову вернуться уже было не суждено. Решением отдела кадров ВВС боевой офицер, имевший опыт, в апреле 1956 г. был направлен в Рязанскую офицерскую школу боевого применения для переучивания на стратегический бомбардировщик Ту-4. Дальнейшая служба его продолжалась на должности командиром эскадрильи Ту-4 в 550 БАП 79 ТБАД ДА в Калужской области.
По сути это была лишь краткая ступень к его дальнейшему карьерному росту, пробыв комэском буквально полгода, приказом командующего 50 ВА ДА №104 от 31 мая 1957 г. он стал заместителем командира 1224 тяжело-бомбардировочного авиационного полка (1224 ТБАП) в Моздоке с исполнением обязанностей замкомандира по лётной подготовке.
18 февраля 1959 г. В.А.Демидов подтвердил свою квалификацию пилота Ту-4 и ему была присвоена классификация «Военный летчик первого класса». С отличным послужным списком, знаниями и опытом В.А.Демидов стал командиром 1224 ТБАП, где служил до сентября 1960 г. В связи с сокращением ВВС и переходом к ракетной технике часть авиационных полков бомбардировщиков были переформированы в ракетные части. По всей вероятности, такая же участь постигла и 1224 ТБАП. В.А.Демидов стал командиром сформированного 27 июля 1959 г. 309 ракетного полка (в/ч 23466 позывной «Таймень») в г.Умань ( Черкасской области Украинской ССР), входившего в состав 43 ракетной дивизии. На должности командира он был до октября 1961 г.
В октябре 1961 г., имея уже достаточно выслуги, В.А.Демидов уволился в запас и вернулся в свой родной Витебск. Работал преподавателем начальной военной подготовки в средней школе № 21 г. Витебска, но небо звало к себе и с 1966 г. он стал диспетчером службы движения Витебского аэропорта.
КДП аэропорта Витебск В.А.Демидов.
4 августа 1971 г. на аэродроме Щучине где базировался в полк с 1961 г. он отмечал 30-летие со дня формирования части. С этого времени командованием стали организовываться юбилейные встречи ветеранов полка. Из разных концов Советского Союза приезжали однополчане. на ж.д. станцию Рожанка, расположенную в 3 км. от аэродрома, где их встречали на автомобилях представители командования части. Среди постоянных участников встреч был и В.А.Демидов. Помимо Василия Александровича на первой встрече присутствовали Герои Советского Союза: В.В. Кибалко, Г.А. Сметанин, Ф.П. Селиверстов, И.И. Каминский.
Генерал-лейтенант Буланов, Герои Советского союза, летчики 10 ОРАП Кибалко, Сметанин, Селиверстов, Демидов. Аэродром Щучин
Аэродром Щучин 1966 г. Справа командира 10 ОРАП Алятин; 3-й справа Герой Советского Союза Селиверстов, 5-й Демидов
Герой Советского Союза Каминский, командир 10 ОРАП Григоренко, Герой Советского Союза Демидов. Аэродром Щучин. 1971г.
Не забывало государство своих Героев. В связи с приближением 30 летней годовщины Победы, В.А.Демидову 15 апреля 1975 г. было присвоено очередное воинское звание полковник, от имени министра обороны Гречко и правительства вручены «командирские» часы в позолоченном корпусе с именной гравировкой.
Достижения Демидова В.А. неразрывно связаны со штурманом, ведь как говорят в авиации «штурман делает всю работу, а пилот как извозчик». Действительно, расчет маршрута, четкое его выдерживание, опознавание цели, ее фотографирование и сброс бомб - все это выполняет и руководит летчиком штурман. В.И. Полоутенко в полку считался мастером по фотографированию оборонительных рубежей противника, о чем отмечалось и в наградных документах. За успешные и умелые действия штурман экипажа В.И.Полоутенко был награжден орденом Красного Знамени и орденами Отечественной Войны I и II ст.
Штурман экипажа Демидова лейтенант Полоутенко.
Постоянным стрелком в экипаже В.А.Демидова был старший сержант Минаев Иван Васильевич. Его внимательность в воздухе обеспечивала жизни всему экипажу, в одном из представлений к награде командир части отметил: «исключительно осмотрителен». Минаев И.В., придя в полк в составе экипажа Демидова, провел с ним всю войну, надежно прикрывая спину командира. Командование не скупилось на награды, поэтому был не обойден ими и стрелок-радист Минаев И.В., к окончанию войны имевший Ордена Славы II и III ст., Ордена Отечественной войны I и II ст., а так же Орден Красной Звезды.
С 1980 г. В.А.Демидов вышел на пенсию. Умер Василий Александрович Демидов 12 июля 1989 г. в родном Витебске где и похоронен.
Дочь штурмана В.И. Полоутенко в настоящее время проживает в России, к сожалению пока не удалось найти родственников стрелка-радиста И.В.Минаева, автор надеется, что публикация этому будет способствовать.
Поиски родственников летчиков 10-го отдельного Краснознаменного Московско-Кенигсбергского ордена III ст. разведывательного авиаполка начались после выхода книги о славной его истории: «Дважды награжденный, родной Краснознаменный… 1941-1992 г.». Ведь полк не только освобождал Беларусь в 1944 г., но и с 1945 г. до 1992 г. находился на аэ.Щучин охраняя покой нашей Родины.
Автор благодарит дочь В.А.Демидова Галину Васильевну Демидову за предоставленный материал.
Историк Дмитрий Киенко
г.Минск