Василий Александрович Демидов


Василий Александрович Демидов родился 12 апреля 1921 г. в Витебске в белорусской семье служащего  Демидова Александра Амосовича и Натальи Никифоровны.

Семья все время проживала в Витебске, где Александр Амосович работал бухгалтером, а мать занималась домашним хозяйством. В старших классах витебской школы в 1939 г. Василий поступил в Витебский аэроклуб. Закончив одновременно школу и аэроклуб, Василий решил связать свою жизнь с авиацией.

 

                http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/detstvo.jpg

Школьное детство В.А.Демидова в Витебске на берегах Двины, В.А.Демидов в середине снимка.

Ближайшим учебным заведением была Борисовская школа пилотов бомбардировщиков.  В то время в Беларуси имелось три таких школы: в Уречье,  Борисове и Поставах, однако последняя летом 1940 г. еще находилась в Слониме и только готовилась к передислокации в Поставы. По личной просьбе он получил направление в Борисовскую школу пилотов бомбардировщиков.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Borisov.jpg

Курсант Борисовской авиашколы  В.А. Демидов. г.Борисов. БШВП. 1940г.

Успешно прошедшего экзамены и имевшего навыки пилотирования Василия зачислили в школу 14 августа  1940 г. Через год, уже в ходе начавшейся войны, он вместе с курсантами школы был эвакуирован в г. Омск, где продолжил обучение и закончил школу в мае 1942 г. Группу бывших курсантов, в которую входил В.А.Демидов направили в 1 учебно-тренировочную бригаду 1 Воздушной Армии для прохождения боевого применения на самолете Пе-2 в г.Салово под Рязанью. 2 июня 1942 г. недавний выпускник авиашколы совершал один из первых полетов в бригаде. Во время учебного полета самолет потерпел аварию, в результате которой курсант В.А.Демидов получил ранение мягких тканей обоих бедер, у него развилась газовая гангрена.  Врачи госпиталя Сасово свое дело знали, и летчик продолжил летать, позже полеты проводились из Серпухова. Закончив обучение в 1 УТАБ, 1 марта 1943 г. В.А.Демидов был направлен в 10-й ОРАП, где был определен в первую эскадрилью, летавшую на самолетах Пе-2.

Судя по всему, экипажи комплектовали сразу после прибытия в полк. Так в один день с В.А.Демидовым в полк прибыл и его будущий стрелок-радист сержант В.И.Минаев, зачисленный в его экипаж. В июле 1943 г. постоянным штурманом экипажа стал лейтенант Владимир Иванович Полоутенко. Летали на Пе-2 с бортовым номером «3» белого цвета.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/VSR.jpg

Стрелок-радист ст. с-т Минаев И.В. и ст. л-т Демидов В.А. Пинск 1945 г.

5 апреля 1943 г. при выполнении разведки в районе Брянск, Рославль, Киров над аэродромом Брянск разведчик В.А. Демидова перехватил четыре Fw-190, отстреливаясь, Пе-2 Демидова вышел из боя и сумел уйти в облака, однако продолжил выполнение задачи и, выйдя из облаков с другой стороны, под обстрелом зенитной артиллерии все-таки сфотографировал аэродром и ж.д. узел Брянск.

 

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Pe2.jpg

Демидов В.А. у своего Пе-2

 

До своего первого награждения он произвел 44 боевых вылета, из которых 25 были признаны успешными. Разведка велась   в районе Киров, Рославль, Смоленск, Могилев, Орша, Спас-Демянск. При этом было заснято 22 аэродрома в результате чего, командир полка 19 июня 1943 г. его представил к награде ордену Красной Звезды.

4 мая 1943 г. В.А.Демидов, как и весь полк, разделил радость присвоения полку почетного наименования «МОСКОВСКИЙ», став тем самым единственным полком в разведывательной авиации ВВС, носившим такое почетное наименование. С этого времени и до весны 1945 полк именовался 10 Московский отдельный Краснознаменный разведывательный  авиационный  полк, в документах название сокращали до сочетания 10 МОКРАП.

Опираясь на сводку потерь полка за 1942 год, можно увидеть, что средняя продолжительность «жизни» воздушного разведчика для прихода В.А. Демидова в полку оценивалась приблизительно четырьмя месяцами. К весне 1943 г. полк стал вполне «сколоченной» боевой частью, несмотря на два переформирования и сокращения, которые ему удалось пережить в 1942 г. Под руководством майора Александра Карповича Родина полк стал надежным поставщиком ценнейшей информации для командования фронта. Менее чем через месяц недавний выпускник учебно-тренировочной бригады Демидов стал совершать боевые вылеты. 5 апреля уже летали на разведку крупных аэродромов и ж.д.  узлов Сещу, Брянск, Могилев.

Потери 10 ОРАП в 1944 г. были несравнимы с потерями 1943 г., и тем более с наиболее тяжелым 1942 г.

При сборе сведений для подготовки операции «Багратион» 28 апреля 1944 г. Демидов вел разведку на участке Чернявка-Березина, его самолет атаковали 3 Fw-190. Противник атаковал самолет 4 раза, при этом стрелок расстрелял весь боезапас, но заявил сбитыми два Fw-190,  после чего Демидов, маневрируя самолетом, делал все, что мог для того, чтобы не дать противнику вести прицельный огонь по безоружному самолету до того момента, пока у противника не закончились боеприпасы и он прекратил атаки.

15 июля 1944 г. ведя разведку в районе Граево-Осовец, Лык-Сувалки в районе Граево у самолёта отказал двигатель. Имея запас высоты, экипаж сумел сделать фотосъемку и, развернувшись в сторону аэродрома, преодолев 310 км., совершил посадку на своем аэродроме.

В июле 1944 г., В.А.Демидова назначили командиром звена первой эскадрильи, и он принял участие в  освобождении родной Беларуси, в том числе ему посчастливилось не один раз летать над родным Витебском. Вместе с полком он вошел на территорию Литвы откуда в дальнейшем производилась разведка крупнейшего пункта обороны противника г. Кенигсберга.

Оборона, как ее тогда называли политорганы Красной Армии, «цитадели прусского милитаризма» строилась очень давно  и опиралась на разветвленную сеть полевых укреплений, водных каналов и форты самого города-крепости Кенигсберг. Бои за Восточную Пруссию были сравнимы с боями за Сталинград: каждый поселок и дом превращался в крепость. Немецкие войска не намерены были просто так отдавать свою землю.

Разведка территории Восточной Пруссии полком началась уже осенью 1944 г. К началу операции по взятию Кенигсберга весной 1945 г. летчики полка уже на память знали все ориентиры на территории, занятой противником. Но это было весной, а до тех пор каждый вылет в тыл осенью  1944 г.- это был вылет в неизвестность.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Ekipaz.jpg

Стрелок-радист экипажа Минаев, командир экипажа Демидов, штурман Цибизов.

2 ноября оказался трудным для полка, в этот день два экипажа были посланы на разведку. На ближнюю разведку вылетел экипаж Ил-2 в составе лётчика л-т Матвеева И.И., штурмана капитана Сарафанова С.Р. с задачей  разведки района Пиллкаллен-Малвишкен. Самолет был обстрелян зенитной артиллерией, совершил вынужденную посадку на своей территории, но ремонту машина не подлежала.

Вторым экипажем, посланным на разведку, был экипаж В.А.Демидова. Он выполнял разведывательный полет с фотографированием линии обороны района Куштен-Растенбург, над г. Гумбинен в Восточной Пруссии. Идущий во время фотографирования на одной высоте, по прямой, не выполняющий противозенитных маневров, одиночный разведчик был лакомой целью для серьезной ПВО города. В результате обстрела Пе-2 был поврежден  прямым попаданием снаряда: была повреждена топливная система. Оценив ситуацию и управляемость самолета, экипаж продолжил фотосъемку, затем  развернулся в сторону фронта и стал уходить на восток. Самолет смог дотянуть до своей территории и совершить посадку. В результате посадки летчик получил травму головы, но экипаж остался невредим.

5 февраля 1945 г. экипаж вылетел на разведку по маршруту Пиллау (ныне Балтийск) - Фоллендорф - Фрауенбург (Фромборк, Польша, у залива) время вылета 13-35 посадка 15-30, задание выполнено.

17 октября 1944 г. командир полка представил В.А.Демидова к награждению орденом Красного Знамени, однако командующий 1 ВА генерал-полковник авиации Хрюкин изменил решение командира полка и Демидова представили к ордену Богдана Хмельницкого.

Наконец, за мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования на фронтах борьбы с германским фашизмом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года старшему лейтенанту Демидову Василию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6248). Орден Ленина (№39463).

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Demidov.jpg

Ст. л-т Демидов после присвоения звания Героя Советского Союза

В представлении к награждению званием Героя Советского Союза, подписанным командиром полка Родиным, в частности написано: «К 1 марта 1945 года совершил 226 боевых вылетов. Сфотографировал 24.150 квадратных километров территории и оборонительных рубежей, 165 аэродромов. Выявил 1678 самолётов противника, 927 железнодорожных эшелонов, 32.900 автомашин, 25 барж и теплоходов врага. Участвовал в 16 воздушных боях, в которых его экипажем сбито 2 вражеских истребителя».

День Победы 10-й Отдельный Московский разведполк  встретил на аэродроме Гроссшиманен в Восточной Пруссии, еще через восемь дней полку было присвоено почетное  собственное наименование “Кенигсберский “.

За время войны В.А.Демидов совершил 242 боевых вылета  на разведку и фотографирование живой силы, техники и оборонительных укреплений противника, если учесть, что это произошло всего за 16 месяцев его участия в войне, то в среднем в месяц совершалось по 15 боевых вылетов.

В августе  1945 г. В.А.Демидов занял должность заместителя командира эскадрильи  ГСС майора И.В. Глушкова, таким образом руководство 1 аэ. 10 ОРАП состояло из двух Героев Советского Союза.  В августе из Топиау он вернулся служить в Беларусь, когда 10 ОРАП  вывели на аэродром в г. Пинск.

С 11 октября 1945 г. полк перебазируется на аэр. Жабчицы (8 км. сев.-зап. г. Пинск).  В октябре расформировали 3 и 4 эск. на Ил-2., в составе 10 ОРАП остались две эскадрильи на Пе-2.

Интересно, что в полку было еще три летчика с фамилией Демидов.

8 мая 1943 г. с боевого задания не вернулся командир звена ст.лейтенант  Демидов Иван Федорович. К сожалению, установить обстоятельства его гибели на данный момент не удалось.

Вторым однофамильцем был лейтенант, штурман 3 аэ., летавший на Ил-2, Александр Ефремович Демидов. Дважды его экипажу удавалось избежать гибели. Так, 4 июня 1944 г. они с летчиком В.М.Маркиным вели визуальную  разведку бронетехники и живой силы в р-не Красная Слобода (Солигорском районе, Минской области).  Самолёт получил повреждения и был  разбит при посадке, однако летчики не пострадали. 27 июля на аэродроме Бенякони летчик В.И.Маркин и штурман А.Е.Демидов облетывали Ил-2 после ремонта мотора, в воздухе двигатель отказал, но пилот смог посадить машину на вынужденную посадку и экипаж отделался лишь ушибами. 19 августа 1944 г. он вылетел  с аэродрома Пуни (севернее г.Алитуса, Литва) вместе с летчиком Маркиным В.И., их самолет был подбит в р-не Поребе, юго-западнее Шакли. Штурман А.Е.Демидов получил смертельное ранение, пилоту удалось привести самолет на свой аэродром. А.Е.Демидов  был похоронен у церкви д. Пуни, где в то время базировался 10 ОРАП.

Еще одним Демидовым был радист штабного самолета Си-47, который пережил войну, хотя 22 октября 1944 г. при выброске груза и парашютистов в районе Каунаса их самолет потерпел аварию и был полностью разбит.

В июле 1946 г. 10-й ОРАП перебазировался на аэродром Мачулищи (южнее г. Минск).

В 1946 г. В.А.Демидов женился на Лилии Михайловне Шулько, тоже витебчанке, у них родилась дочь Галина и сын Михаил.

В мае 1947 г. полк с аэродрома Мачулищи убыл в г. Речица, Гомельской области на грунтовую ВПП аэродрома Бронное. Именно в этом городке значительная часть военнослужащих-участников войны 10 ОРАП списывались с летной работы и увольнялись из армии. Полк готовился переходить на новую технику - самолеты Ла-11. 26 марта 1950 г. майору В.А.Демидову было присвоено звание  подполковник, при этом, так как в полку имелся переизбыток кадров, он оставался на  должности замкомэска. Возможностей стать командиром эскадрильи или остаться служить в штабе полка не имелось, т.к. вакансий не предвиделось.

Перспективный летчик в сентябре 1950 г. был направлен в Военно-Воздушную Академию, которую окончил в декабре  1955 г. Естественно, после окончания такого учебного заведения как Военно-Воздушная Академия в полк В.А.Демидову вернуться уже было не суждено. Решением отдела кадров ВВС боевой офицер, имевший опыт, в апреле 1956 г. был направлен в Рязанскую офицерскую школу боевого применения для переучивания  на стратегический бомбардировщик  Ту-4. Дальнейшая служба его продолжалась на должности  командиром эскадрильи Ту-4 в 550 БАП 79 ТБАД ДА в Калужской области.

По сути это была лишь краткая ступень к его дальнейшему карьерному росту, пробыв комэском буквально полгода, приказом командующего 50 ВА ДА №104 от 31 мая 1957 г. он стал заместителем командира 1224 тяжело-бомбардировочного авиационного полка (1224 ТБАП) в Моздоке с исполнением обязанностей замкомандира по лётной подготовке.

18 февраля 1959 г. В.А.Демидов подтвердил свою квалификацию пилота Ту-4 и ему была присвоена классификация «Военный летчик первого класса». С отличным послужным списком, знаниями и опытом В.А.Демидов стал командиром 1224 ТБАП, где служил до сентября 1960 г. В связи с сокращением ВВС и переходом к ракетной технике часть авиационных полков бомбардировщиков были переформированы в ракетные части. По всей вероятности, такая же участь постигла и 1224 ТБАП.  В.А.Демидов  стал командиром сформированного 27 июля 1959 г. 309 ракетного полка  (в/ч  23466 позывной «Таймень»)  в г.Умань ( Черкасской области Украинской ССР), входившего в состав 43 ракетной дивизии. На должности командира он был до октября 1961 г.

В октябре 1961 г., имея уже достаточно выслуги, В.А.Демидов  уволился в запас и вернулся в свой родной Витебск. Работал преподавателем начальной военной подготовки в средней школе № 21 г. Витебска, но небо звало к себе и с 1966 г. он стал диспетчером службы движения Витебского аэропорта.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Vitebsk.jpg

КДП аэропорта Витебск В.А.Демидов.

4 августа 1971 г. на аэродроме Щучине где базировался в полк с 1961 г. он отмечал 30-летие со дня формирования части. С этого времени командованием стали организовываться юбилейные встречи ветеранов полка.  Из разных концов Советского Союза приезжали однополчане. на ж.д. станцию Рожанка, расположенную в 3 км. от аэродрома, где их встречали на автомобилях представители командования части. Среди постоянных участников встреч был и В.А.Демидов. Помимо Василия Александровича на первой встрече присутствовали Герои Советского Союза: В.В. Кибалко, Г.А. Сметанин, Ф.П. Селиверстов, И.И. Каминский.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Schhuchin.jpg

Генерал-лейтенант Буланов, Герои Советского союза, летчики 10 ОРАП Кибалко, Сметанин, Селиверстов, Демидов. Аэродром Щучин

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Schuchin.jpgАэродром Щучин 1966 г. Справа командира 10 ОРАП Алятин; 3-й справа Герой Советского Союза Селиверстов, 5-й Демидов

 

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Schuchin_.jpg

Герой Советского Союза Каминский, командир 10 ОРАП Григоренко, Герой Советского Союза Демидов. Аэродром Щучин. 1971г.

Не забывало государство своих Героев. В связи с приближением 30 летней годовщины Победы, В.А.Демидову 15 апреля 1975 г. было присвоено очередное воинское звание полковник, от имени министра обороны Гречко и правительства вручены «командирские» часы в позолоченном корпусе с именной гравировкой.

Достижения Демидова В.А. неразрывно связаны со штурманом, ведь как говорят в авиации «штурман делает всю работу, а пилот как извозчик». Действительно, расчет маршрута, четкое его выдерживание, опознавание цели, ее фотографирование и сброс бомб - все это выполняет и руководит летчиком штурман. В.И. Полоутенко в полку считался мастером по фотографированию оборонительных рубежей противника,  о чем отмечалось и в наградных документах. За успешные и умелые действия штурман экипажа В.И.Полоутенко был награжден орденом Красного Знамени и орденами Отечественной Войны I и II ст.

http://rubon-belarus.com/images/stories/Demidov/Sturman.jpg

Штурман экипажа Демидова лейтенант Полоутенко.

Постоянным стрелком в экипаже В.А.Демидова был старший сержант Минаев Иван Васильевич. Его внимательность в воздухе обеспечивала жизни всему экипажу, в одном из представлений к награде командир части отметил: «исключительно осмотрителен». Минаев И.В., придя в полк в составе экипажа Демидова, провел с ним всю войну, надежно прикрывая спину командира. Командование не скупилось на награды, поэтому был не обойден ими и стрелок-радист Минаев И.В., к окончанию войны имевший  Ордена Славы II и III ст., Ордена Отечественной войны I и  II ст., а так же Орден Красной Звезды.

С 1980 г. В.А.Демидов вышел на пенсию. Умер Василий Александрович Демидов 12 июля 1989 г. в родном Витебске где и похоронен.

Дочь штурмана В.И. Полоутенко в настоящее время проживает в России, к сожалению пока не удалось найти родственников стрелка-радиста И.В.Минаева, автор надеется, что публикация этому будет способствовать.

Поиски родственников летчиков 10-го отдельного Краснознаменного Московско-Кенигсбергского ордена III ст. разведывательного авиаполка начались после выхода книги о славной его истории: «Дважды награжденный, родной Краснознаменный… 1941-1992 г.». Ведь полк не только освобождал Беларусь в 1944 г., но и с 1945 г. до 1992 г. находился на аэ.Щучин охраняя покой нашей Родины.

Автор благодарит дочь В.А.Демидова Галину Васильевну Демидову за предоставленный материал.

Историк Дмитрий Киенко

г.Минск

Видеоролик про Василия Александровича Демидова

поделиться в: