Для педагогов

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя – дефектолога Бурец Оксаны Владимировны

на 2023 – 2024 учебный год

Понедельник                           9.00 – 17.45     

Вторник                                   8.00 – 17.05

Среда                                       8.40 – 17.40

Четверг                                    9.00 – 17.40

Пятница                                   10.00 – 17.00

Время консультаций: среда – 12.00-12.30

                              четверг – 11.00 – 11.30

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя – дефектолога Михасько Татьяны Леонидовны

на 2023 – 2024 учебный год

 

Понедельник                           11.00 – 17.30     

Вторник                                    8.00 – 17.25

Среда                                         8.00 – 17.30

Четверг                                      9.55 – 17.25

Пятница                                    9 .00 – 17.05

Время консультации: второй четверг – 12.30 -13.00

                                 четвёртый четверг – 12.30 – 13.00

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее бучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, a-о, е-э, д-у.
Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит.
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие звуки ц, ч, щ.
Пропуски букв, слогов, недописывание слов.
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Есть несколько упражнений, которые можно выполнять дома. Они помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшаетс

  • Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

    Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

    Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
    Затруднения в восприятии написанной информации;
    Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения);
    С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
    Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
    Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
    СДВГ – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
    Признаки дислексии:

    Ребенок часто трет глаза, немного косит;
    Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
    Очень быстро устает;
    Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
    Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
    Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
    При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
    Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
    В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
    Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
    Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
    Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

    Диагностика дислексии

    Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

    Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

    В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

    Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи.

    Причины дислексии

    Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

    Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.
  • «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

     

    Дети должны жить в мире красоты, игры,

    сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

    В.А. Сухомлинский

    Проблема использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма, использовали различные виды искусства для лечения души и тела. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.

    В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Одно из направлений – арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».

    В данный момент эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении достаточно исследована и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин, И.М.Гринева), вокалотерапии (С.В.Шушарджан), изотерапии (А.И.Захаров, А.М.Миллер, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова), имаготерапии (И.Е.Вольперт, Н.С.Говоров)..

    Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

    Функциями арт-терапии являются:

    1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.

    2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

    3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

    Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:

    - Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

    - Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

    - Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

    - Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

    - Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

    Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:

    -изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;

    -имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

    -музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

    -сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

    -кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;

    -фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;

    -куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);

    -игровая терапия – метод коррекции посредством игры;

    -песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);

    -ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

    -смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;

    -цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

    На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой. В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

    - не соответствуют возрасту говорящего;

    - не являются диалектизмами (безграмотностью речи с выражением незнания языка);

    - связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

    - носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

    - требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера;

    -часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребёнка.

    Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р.Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией.

    Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

    -невротическая симптоматика;

    -есть сопутствующие диагнозы;

    -поведенческие проблемы;

    -речевой негативизм;

    -не используют речь для коммуникации;

    -нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических методик.

    Детально изучив все вышеизложенные виды арттерапии, мною были выбраны три её направления, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.

    Это: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.

    1 «Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).

    Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке). Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

    • техника «кляксография»;

    • пальцевая живопись;

    • рисование мягкой бумагой;

    • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

    • рисование на стекле;

    • ниткография;

    • рисование на манке;

    • техника рисования листьями, палочками, камушками;

    • техника отпечатывания ватой;

    • техника «оттиск пробками»;

    • рисование ладонями.

    Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:

    -создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками;

    -оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

    2 «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность).

    Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр.

    Театрально-испольнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается память, воображение.

    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносительные реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    В работе используются театрализованные игры двух видов:

    1-Игры-драматизации.

    Цель – обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр). Результатом является: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

    2-Игры – инсценировки.

    Цель – обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Для реализации инсценировки детям предлагаются различные русские народные сказки, потешки, прибаутки, басни.

    Работа над играми – инсценировками может проводиться в двух формах:

    - специально организованная работа педагога с детьми;

    - игра в процессе самостоятельной деятельности детей.

    Если в драматизации в основном важны лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции персонажа с помощью мимики, пантомимики.

    3 Блок «Кинезитерапия» (Музыкально-двигательная деятельность).

    Цель – коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности.

    Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.

    Пальчиковая гимнастика.

    Цель – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. По данным Кольцовой М.М. речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.

    Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

    Логопедическая ритмика.

    Цель – преодоление нарушений в развитии посредством ритма.

    Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас.

    Танец.

    Цель – учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движение.

    Танец – форма кинезитерапии, в процессе которой формируются ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.

    Психогимнастика.

    Цель – обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений.

    Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей.

    Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.

    Поиск новых подходов к решению вопроса речевого развития детей побудил меня к использованию различных видов искусства.

    Мною были изучены теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на воздействие различных видов искусства на детей с проблемами в развитии, после чего были определены более эффективные из них, соответствующие возможностям нашего учреждения.

    Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

    Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.

    Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

поделиться в: