Профилактика киберпеступлений

03.09.2024

Профилактика киберпеступлений

 

Развитие общества не стоит на месте. Компьютерные технологии и Интернет стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Появляются новые виды преступлений. В настоящее время хищение денежных средств с банковских счетов является актуальной проблемой.

Ежедневно около 4-х человек в области становятся в среднем потерпевшими от действий киберпреступников. Средний ущерб, причиненный киберпреступлениями, составляет 1151 рубль. Больше половины потерпевших – женщины. Большинство – со средним специальным и высшим образованием, в возрасте до 40 лет.

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, необходимо понимать какие схемы они используют и как уберечь себя от последствий.

Вот самые распространенные схемы обмана.

ВИШИНГ.

Мошенники звонят, выдают себя за сотрудника банка. Под предлогом отмены какой-либо операции с деньгами или возврата случайно списанной суммы, выманивают у вас секретные данные: номер, срок действия и трехзначный код на обороте платежной карты. Используя эти сведения, переводят деньги себе на счет.

Или предлагают установить программу якобы для отмены таких операций и назвать код ее регистрации. На самом деле эта программа для удаленного доступа к вашему устройству. Она позволяет злоумышленникам войти в ваш мобильный банкинг и похитить деньги с вашего счета или даже оформить на вас онлайн-кредит.

Иногда к разговору подключаются сообщники, которые представляются сотрудниками милиции или следственных органов, и просят помочь разоблачить мошенника в банке. Для этого необходимо оформить в нескольких банках кредиты и полученные деньги временно перевести на якобы «специальный защищенный счет». При этом мошенники постоянно удерживают свою жертву «на крючке» – не дают закончить разговор, чтобы одуматься, позвонить или поговорить с родными, а также слышать, что происходит вокруг и постоянно держать человека в страхе и напряжении.

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, в случае поступления звонка из банка, следует закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по номеру на обороте платежной карты и уточнить все ли в порядке с вашим счетом. 

ФИШИНГ

Еще один способ, когда мошенники завладевают персональными данными и совершают хищение денежных средств. Мошенник точно копирует настоящий и создает фишинговый сайт. Чаще всего подделывают почтовые сервисы (КУФАР, Белпочта, Европочта, СДЭК), но иногда и платежные системы банков (ОАО «Беларусбанк», ОАО «БелАгроПромБанк»), сервисов оплаты (билетов театра, аренды кальянной). Интернет-адрес в названии похож на настоящий, но есть отличие в названии или домене. Далее письма, содержащие фишинговую ссылку, рассылаются потенциальным потерпевшим.

Ссылки на поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения аванса за продаваемый товар или оформления доставки курьером. Фишинговые страницы содержат сведения о товаре, повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, например. онлайн-консультант. Злоумышленник стремится получить все данные карты, в том числе трехзначный код с обратной стороны, а также смс-коды от банка или даже логины и пароли для входа в Интернет-банкинг. Эти данные позволяют ему перевести все деньги с карты владельца, а в случае передачи идентификационного (личного) номера паспорта оформить онлайн-кредит.

Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by и подобные.

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, перед совершением платежей самостоятельно зайдите на официальный сайт банка, уже с него перейдите в свой личный кабинет. 

Переходите в  интернет-банкинг только с официального сайта банка, а не по ссылкам, даже из поисковых систем.

Помните, что для получения оплаты никогда не требуется вводить трехзначный код с оборотной стороны карты. 

В интернет-адресе белорусских организаций после последней точки обязательно должен быть домен BY, а за ним наклонная черта ***.BY/**

ПАРОЛИ

Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например, фотографии или данные банковской карты.

Устанавливайте сложные пароли, используйте цифры и буквы разного регистра. 

Если вам пришло письмо от вашего друга с просьбой одолжить деньги, убедитесь, что это именно он прислал сообщение и нуждается в вашей помощи. 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ

  • Никому не доверять по телефону и ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
  • Подключить услугу «3D Secure» (обязательное подтверждение операций в сети Интернет смс-кодами от банка) и никому не передавать коды (не вводить на страницах).
  • При поступлении звонка от работника банка или сотрудника милиции, закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк или милицию.
  • Не устанавливать программы по указанию незнакомых лиц.
  • Не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
  • Установить в Вайбер защиту от нежелательных звонков. При поступлении звонка от абонента, не внесенного в телефонную книгу, вы увидите пропущенный звонок и, если нужно, сможете сами перезвонить. (Viber ® Еще ® Настройки ® Вызовы и сообщения ® Защита от лишних звонков).
  • Настроить ограничения по своей банковской карте: выставить запреты на проведение операций в Интернете, установить максимальные суммы расходов в день (неделю, месяц).
  • В адресе сайта белорусских организаций обязательно после имени сайта должен быть короткий домен (BY), а после него наклонная черта (***.by/***).
  • Тщательно проверять адрес сайта на наличие опечаток — это может быть копия официального ресурса, специально созданного для введения в заблуждение.
поделиться в: